Top

Исторические портреты. Андрей Рублев (около 1360-1428)

Автор: 

Ю.Л. Гаврилов

2013

Андрей Рублев. Спас (фрагмент). 1410-е. ГТГ, Москва
Сведения о жизни Андрея Рублева даже скудными не назовешь – несколько упоминаний в летописи.

Но, чтобы иконописцу попасть в летопись, ему нужно было стать очень известным мастером.

Предположительно Рублев родился в семье ремесленника в Московском княжестве, принял постриг (летопись называет его «чернец», то есть – «монах») в Троице-Сергиевском монастыре, получив имя Андрей.

Первый раз Андрей Рублев упомянут под 1405 годом: «Тое же весны почаша подписывать церковь Благовещения на князя великого дворе, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев».

Роспись собора обычно вела артель, мастера, среди которых Рублев упомянут последним, и подмастерья, которые растирали краски, готовили грунт, подмалевывали детали.

Феофан Грек (1340-1410), великий мастер монументальных фресок, начинал как художник в Константинополе, он был для Рублева живой византийской традицией.

Прохор с Городца передал Андрею живописную свободу и выразительность цветового решения, сочный блик, стройность и изящество фигур – все секреты московской живописной школы.

Рублев расписывал Благовещенский собор в Москве, во Владимире - Успенский собор, вместе Даниилом Черным), руководил работами в Троице-Сергиевском монастыре; писал диисусный чин (центральная часть православного иконостаса) в Звенигороде, расписывал Спасский собор Андронникова монастыря.

Где и умер во время морового поветрия (чумы) 1428 года и был похоронен в Спасском соборе.

В период с 1407 по 1427 год создал икону «Троица» для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.

Эту икону бессмысленно описывать, её нужно видеть и принять её нетленный образ в сердце своё навсегда.

Рублев – гений, коих в нашей истории было ровно два – Андрей Рублев и Александр Пушкин.

Андрей Рублев. Троица.1411 год или 1425-27. ГТГ, Москва
«Троица» - это чудо, она чудо равно для верующих и неверующих, она – наш, русский,  зримый  идеал человека.

Растерзанный и падший мир преломился гением Рублева в совершенный образ любви, согласия и надежды на национальное единение.

«Троица» - гармония высшего и лучшего, что есть в каждом из нас, но иногда занесено слоем мелочей, суетными помыслами и прочим сором.

Когда бы знали, из какого сора растут стихи…

При свете пожарищ, в крови и гное братоубийственных усобиц узрел Андрей Рублев «Живоначальную Троицу».

Через сто с лишним лет зажжет немеркнущий костер «Охотников на снегу» голландец Питер Брейгель Мужицкий,  картины, утверждающей возможность хрупкой гармонии на грешной земле…

Брейгель и Рублев – великих два откровения человечеству.

Либо в душе русского человека мерцает рублевская «Троица» - значит, он жив, а если – нет, то он ещё не родился или уже умер.

Апостол Павел утверждал, что «любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут».

Этому должно верить, как и тому, что и в пору, когда всё кончится, будет гореть костер Брейгеля и светиться «Троица» Рублева.

Рублев – наше несостоявшееся Возрождение.

Почему оно не продолжилось? Не заслужили? Или нечего было возрождать в наших Палестинах? 

 


Библиография:

Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972

Грицак Е.Н. Мир Рублева. М., 2006

Демина Н.А. «Троица» Андрея Рублева. М., 1963

Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966

Лазарев В.Н. Андрей Рублев, краткие биографические сведения. М., 2000

Померанц Г., Миркина З.В. В тени Вавилонской башни. М., 2004

Попов Г.В. Андрей Рублев. М., 2007 


Информация из базы данных Персона: