Top

Исторические портреты. Преподобный Нил Сорский (1433-1508). Преподобный Иосиф Волоцкий (1440-1515)

Автор: 

Ю.Л. Гаврилов

2013

Прп. Нил Сорский (Майков Николай)
Вплоть до XVII века духовная и идейная жизнь русского общества в основном протекала в русле религии.  Даже народная культура испытывала влияние религиозной идеологии; философия в России еще не появилась, и немногие образованные люди мыслили в формах религиозных представлений.

В XV-XVI веках православие столкнулось с ересями (осознанное отклонение от  догматов веры, то есть от тех или иных основных положений вероучения), вольнодумием и несогласием во мнениях между духовными лидерами церкви.

Предметом споров стали монастырское землевладение и отношение к ереси жидовствующих, которую одно время поддерживал государь всея Руси, Иван III.

Нил Сорский, в миру дворянин из рода Майковых, давшего России поэтов, художников, критиков, ученых, писателей, добровольно постригся в монахи в Кириллово-Белозерском монастыре.

Около 1480 года совершил паломничество в Палестину через Константинополь и Афонский монастырь, где изучал скитское (уединенное) житье иноков.

Вернувшись, основал первый в России скит на реке Соре – Нило-Сорскую пустынь.

Нил по склонностям своим был аскетом, созерцателем и милостивцем. Монастырское землевладение и жизнь братии за счет крестьянского труда смущали человеколюбие Нила, его чувство справедливости: «стяжание по насилию от чужих трудов нам не на пользу».

Хлеб доставался тяжким потом, в монахи могли потянуться любители дарового пропитания, а Нил видел целью пострига нравственное усовершенствование.

Нил стал признанным главой «нестяжателей».

*** 

Прп. Иосиф Волоцкий. Роспись трапезной палаты ц. Богоявления Иосифова Волоцкого монастыря. 1904 г
Иной точки зрения придерживался игумен богатейшего Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий.

Иосиф Волоцкий, в миру - дворянин Иван Санин, принял постриг в 20-летнем возрасте, восемнадцать лет он прожил в Боровско-Пафнутьевом монастыре под руководством его основателя,  Пафнутия Боровского,  великого подвижника и труженика.

Перед смертью игумен указал на Иосифа как своего приемника, но тот так рьяно взялся за дело, что братия взбунтовалась.

На стрелке рек Сестры и Струги в 1479 году Иосиф основал Волоколамский монастырь, который быстро стал расти и богатеть.

Против ереси жидовствующих Иосиф написал книгу «Просветитель», он требовал для еретиков «лютой смерти» - сожжения заживо.

Нил Сорский считал суды и казни чрезмерными формами преследования оступившихся чад церкви, предлагая действовать увещеванием.

На церковном Соборе 1503 года Иван III отказался от прежней поддержки  «нестяжателей» и взял сторону Иосифа Волоцкого, который утверждал, что только монастырское землевладение может превратить обитель в центр просвещения и культуры.

Нил Сорский никогда не выступал за насильственную секуляризацию (конфискацию монастырских земель) и никогда не позволял себе личных выпадов против Волоколамского игумена и его сторонников – иосифлян-«стяжателей».

Иосиф  тоже вел себя уважительно по отношению к «заволжским старцам», за исключением князя-инока Вассиана Патрикеева, постриженного Иваном III в наказание за фронду, насильно.

Позиция Нила Сорского была по своему характеру нравственной: «чтобы у монастырей сел не было, а жили чернецы по пустыням и кормились рукоделием…»

Монах-аскет, монах-труженик единственно мог стать духовным авторитетом и наставником для мирянина.

Точка зрения Иосифа Волоцкого была государственной: монастыри-крепости, монастыри-центры книгописания, монастыри-библиотеки, а от трудов праведных не поставишь крепостных стен каменных, и книги дороги.

Государственное на Руси всегда побеждает нравственное, иосифляне одолели нестяжателей.

Но монах, который сдирал с крестьянина последнюю рубашку – какой он для него пастырь духовный, такой же захребетник, как и все баре.

Нравственный авторитет православной церкви в результате оказался ничтожным, и со своей ролью пастыря духовного она справлялась плохо. 


Библиография:

Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. М., 2011

Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения. СПб., 2005

Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начале XVI в. М., - Л., 1960

Архангельский А.С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в Древней Руси. СПб., 1882

Кирсанова О.Т. «Мысленное делание» - путь к совершенству. Нил Сорский. Ростов-на-Дону, 2003

Послания Иосифа Волоцкого. Подготовил Е.В. Кравец. М., 1993

Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М., 2003