Top

Исторические портреты. Никон, Патриарх Московский (1605-1681)

Автор: 

Ю.Л. Гаврилов

2013

Патриарх Никон (1605-1681)
Родился недалеко от Нижнего Новгорода в семье мордовского (марийского?) крестьянина и русской матери, выучился грамоте у приходского священника.

На грамотного мордовского мальчика приходили посмотреть за сто верст – что за диво.

До 30 лет Никита Минин жил в миру, служил приходским попом в селе Лыскове, а в 1626 году за начитанность московские купцы перевезли его с семьей в Москву.

После смерти детей в 1635 году жена Никиты постриглась в московском Алексеевском монастыре, а сам Минин – в Анзерском скиту Соловецкого монастыря.

В Кожеозерском монастыре в 1643 году был избран игуменом и, по обычаю того времени, отправился представляться царю.

Алексей Михайлович оставил его в Москве архимандритом Новоспасского монастыря.

Никон быстро вошел в близкий монарху кружок «ревнителей благочестия», участниками которого были протопоп Благовещенского собора духовник царя Стефан, протопоп Казанского собора Иван Неронов и боярин Федор Михайлович Ртищев, личность поистине  замечательная.

Христианский человеколюбец, один из очень немногих мирян, о коих были составлены жития («Житие милостивого мужа Федора, званием Ртищева»). Он, будучи крупным государственным мужем, строил больницы, школы, странноприимные дома, выкупал русских из крымского рабства и, дело поистине неслыханное,  содержал иностранных пленных, сочувствуя их бедственному положению,  ради чего был вынужден продавать своё имущество.

Природа – мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла бы нива жизни…

Никон стал ближайшим советником царя Алексея Михайловича не только по церковным, но и по политическим делам; в 1649 году Никон был возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого.

В 1652 году умер патриарх Иосиф; Стефан отказался от патриаршего престола, зная, что царь хочет видеть патриархом Никона.

Никон придумал перенести в столицу мощи святителя Филиппа, и перед гробницей мученика царь предложил Никону сан и посох патриарха.

Фантастическая судьба мордовского крестьянского сына.

Царь и народ присягнули Никону «послушати его во всем, яко начальника, и пастыря и отца»…

На следующий, 1653 год, Никон начал церковную реформу, целью которой было упорядочение обрядов, исправление ошибок и отсебятины в богослужебных книгах.

В 1654 году собор духовенства принял решение «о новой справе», то есть исправлению церковных книг по греческим образцам.

Однако это противоречило укорененному в народе убеждению о превосходстве русского благочестия над греческим, особенно после подписания Константинополем Флорентийской унии 1439 года, в которой признавалось главенство  папства над греческим православием и догмат филиокве.

Против реформы выступили прежние единомышленники Никона – протопоп Аввакум Петров и протопоп Иван Неронов.

Произошел церковный раскол, царь и бо́льшая часть верующих поддержали Никона, противники патриарха назвались старообрядцами, они держались двоеперстия, старопечатных книг и других древних обрядов и правил.

Новый Иерусалим. Собор Воскресения Христова. Худ. Федор Алексеев. 1800-е
Никон основал несколько монастырей, из которых самым замечательным стал Воскресенский Новоиерусалимский на реке Истре.

Никон попытался воссоздать в центре России святыни Палестины, паломничества в которую для русских было подвигом трудным и редким в ту пору.

И в сорока верстах от Москвы появились Сионские, Елеонские и Фаворские холмы, Истра стала Иорданом, вырыли новую протоку – Кедрон.

Как мираж возникает среди смиренных русских полей сияющий издалека огромный купол Воскресенского собора, копии храма Гробы Господня, где в северном приделе упокоился опальный патриарх.

Неуёмное тщеславие сжигало Никона, царь добавил к титулу патриарха ещё и титул монарший «Великий государь», но Никон пожелал подписывать бумаги первой подписью – Тишайший и тут не перечил.

Никон утверждал, что «священство выше царства» - принцип папский, царь слушал, помалкивал, да на ус мотал.

Впервые встретив явное недовольство царя, Никон в 1658 году удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Он был уверен, царь пошлет за ним, затоскует об «собинном друге», но царь, осторожный и скрытный, Никона не вернул.

Большой Московский собор 1666 года с участием двух восточных патриархов Паисия  Александрийского и Макария Антиохийского лишил Никона не только патриаршего, но и епископского сана и сослал в Ферапонтов Белозерский монастырь, а затем под строгий надзор в Кириллово – Белозерскую обитель.

Царь Федор Алексеевич (1676-1682) позволил Никону вернуться в Новый Иерусалим, но на пути к последнему пределу бывший патриарх скончался у стен Ярославского кремля.

Отпет был Никон по настоянию царя Федора по патриаршему чину.

В столице Мордовии, Саранске, в 2006 году был открыт и освящен патриархом Алексием II памятник Никона.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Московская область, г. Истра


Библиография:

Зызыкин М.В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. Т.I-III. Варшава, 1931-1938.

Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1-2. М., 1996

Патриарх Никон: трагедия русского раскола (сборник  статей). М., 2006

Патриарх Никон – протопоп Аввакум. М., 1997

Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». СПб., 2003