Top

Исторические портреты. Жизнь после смерти. Старец Федор Кузьмич (?-1864)

Автор: 

Ю.Л. Гаврилов

2013

Старец Федор Кузьмич (св. Федор Томский)
Первое документальное известие о старце Федоре Кузьмиче относится к 4 сентября 1864 года.

Бродяга, родства не помнящий, не имевший документов был задержан в Пермской губернии, получил 20 ударов кнутом и был сослан в Сибирь.

Прожив 5 лет в Краснореченске, Федор Кузьмич обрел свободу передвижения по Сибири и начал странствовать.

Он лечил крестьян, учил детей, плату брал только едой и ночлегом, не принимая денег.

Несколько человек, не знавших друг друга, но живших прежде в Петербурге, признали в Федоре Кузьмиче императора Александра Первого.

Рост, комплекция, цвет волос сибирского старца полностью совпадали с данными Александра Павловича; Федор Кузьмич, как и император, был глуховат и обладал большой физической силой.

Человек, судимый за бродяжничество, знал несколько языков, переписывался с несколькими корреспондентами из высшего петербургского света и, возможно, с императором Николаем Павловичем.

В 1858 году Федор Кузьмич поселился на заимке купца Семёна Феофановича Хромова, жил он и в Томске, в отдельном флигеле дома Хромова на Монастырской улице.

На все расспросы о прошлом старец отвечал уклончиво: «Я сейчас свободен, независим, покоен».

Он исповедовался у будущего томского епископа Парфения и томских иеромонахов Рафаила и Германа, но те твердо держались тайны исповеди.

Поразительные детали сообщал Федор Кузьмич в своих рассказах о  вступлении русского войска  в Париж,  Венском конгрессе,  Аракчееве,  Суворове,  Кутузове.

Купец Хромов утверждал, что среди вещей, оставшихся после смерти, он обнаружил документ о бракосочетании императора Александра Первого (очень точно им описанный), другие вещи императора и шифрованные записки.

Надо сказать, что все вещи, письма, шифрованные записки пропали бесследно, в одно и то же время из разных мест хранения.

Были изъяты по распоряжению из Санкт-Петербурга?

Образцы почерка Александра I и старца Федора Кузьмича
Великий князь Николай Михайлович, долго и обстоятельно занимавшийся Федором Кузьмичом, склонялся к тому, что это был Александр Павлович, такую возможность весьма предположительно допускал и крупнейший историк династии Романовых в XIX веке Н.К. Шильдер.

А.Ф. Кони, знаменитый прокурор, имевший безупречную репутацию, и профессиональную, и писательскую, и человеческую, утверждал, что почерк Александра I и Федора Кузьмича полностью совпадает.

*** 

В 1826 году, при возвращении из Таганрога, где она оставалась четыре месяца после смерти мужа и, стало быть, не присутствовала на его похоронах, в городе Белеве, фактически без свидетелей, скончалась вдовствующая императрица Елизавета Алексеевна.

В 1834 году в Тихвине объявилась неизвестная, называвшая себя Верой Александровной.

Аристократическое происхождение и воспитание скрыть практически невозможно, но что-либо сообщать о своем прошлом Вера Александровна категорически отказывалась.

После ряда злоключений, она, ставшая молчальницей (одно из проявлений исихазма – христианского аскетизма), обрела покровительницу, графиню Анну Алексеевну Орлову (дочь Алексея Орлова-Чесменского, блистательного авантюриста).

Графиня Анна поместила Веру Молчальницу в Сырко́в монастырь под Новгородом, где та умерла в 1861 году.

Легенда утверждает, что молчальница Вера – императрица Елизавета Алексеевна, которая последовала примеру мужа и ушла от мира.

Тому есть много доказательств. Помимо всего прочего сохранился поминальник графини А.А. Орловой, особы весьма религиозной, принявшей тайный постриг. Так вот, в этом поминальнике имен Александра Первого и его жены нет, стало быть, графиня знала, что они были живы.

Разумеется, сегодня невозможно говорить ничего окончательного и однозначного ни о старце Федоре Кузьмиче, ни о молчальнице Вере.

Но доводов «за» легенду гораздо больше доводов «против».

Александр Павлович неоднократно и многим лицам (в том числе своему брату, будущему императору Николаю Павловичу) говорил, что хочет отречься от престола и жить частным человеком. Убедившись, что обычным образом этого сделать нельзя, он мог выбрать способ фантастический, и, к тому же пострадать за свои прегрешения и тем их искупить.

Странное соединение супругов, проживших всю жизнь порознь, перед самой их смертью, могло быть следствием их договора уйти из постылого общества навсегда.

«Был такой же солнечный день, когда я навсегда отстал от общества. Кем был, и кем стал…», - вспоминал Федор Кузьмич.

Недаром Александра I современники называли сфинксом, он оставил нам неразрешимую загадку. 


Библиография:

Великий князь Николай Михайлович. Император Александр I. Пг., 1915. М., 2010

Н.К. Шильдер. Император Александр I. Его жизнь и царствование. СПб., 1897

Богданович М.И. История царствования и Императора Александр I и Россия в его время. В 6 т. СПб., 1869-1871

Михайловский – Данилевский А.И. Император Александр I и его сподвижники. В 6 т. СПб., 1845-1849.

Сахаров А.Н. Император Александр I. М., 1998

Крупенский Н.П. Тайна императора (Александр I и Федор Кузьмич). Берлин, 1927

Барятинский В.В. Царственный мистик. СПб., 1912. Репринт: М., 1990

Васильева Л.Н. жены русской короны. Книга 1 и 2. М., 1999