Top

Русские писатели. Шварц Евгений Львович (1896-1958)

Автор: 

Ю.Л. Гаврилов

Рубрика: 

Русские тексты

Шварц Евгений Львовиич
Тот, кто не читал его, обокрал себя самым бессовестным образом.

Сказочник, насмешник, мудрец, волшебник.

Он брал старые истории про новое платье короля и принца-свинопаса у Андерсена, что-то непостижимое с ними делал, и сольная пьеса для грустной скрипки превращалась в концерт для скрипки с оркестром.

И появлялась непостижимая толпа или министры, страшные – все-таки сказка, смешные – все-таки Шварц.

Он создал сказки о природе власти, о том, что она всегда лжет, что господство ее основано на обмане. И когда обман по мизерному поводу разоблачен, король становится смешон, люди ликуют – «мы прогнали короля», наступает праздник, ожидается, надо понимать, всеобщее республиканское счастье – и все очень мило, очень уютно вплетается в антимонархическую канву 30-х годов.

Но это лишь видимость, потому что «Снежная королева» – история о горячем сердце, способном растопить весь лед мира.

И как-то под сурдинку, о власти: ведь «Снежная королева» – власть, власть холода и забвения.

Эта власть завораживает и обольщает, а это страшнее власти насилия.

Превращение мальчика Кея в мальчика с ледяным сердцем начинается с того, что Королева целует его, делая своим избранником.

Эта власть – загадка, согласитесь, «ледяная игра разума» – хитрая затея, тем более, если выигрыш – весь мир и пара коньков впридачу.

Царство Снежной Королевы – власть расчетливого зла. Снежная Королева много умнее голого короля - склочника, самодура, любителя новых платьев и молодых девочек.

Герда побеждает Снежную Королеву потому, что её любовь горяча, но она не в силах лишить ее престола, и праздник носит скромный семейный характер.

Власть «Тени» – власть коварная, ей мало подсинить человека силой, ей для самоутверждения своего могущества необходимо сломать, растоптать Ученого, заставить его отказаться от себя, предать себя и значит и Герду, которая в этой сказке зовется Аннунциатой.

История человека, потерявшего тень, становится историей Тени, захватившей власть, принцессу и пару коньков в придачу, Тени, торжествующей свою победу над человеком.

Простите, а много ли людей в сказке? Людоеды, министры, тайный советник, Юлия Джули, курортники – это люди? Доктор да неопытная обманутая принцесса, а так все злодеи да мертвые души.

Надо признать, действие сказки развивается в довольно мрачных обстоятельствах. Правда, автор утверждает, что есть некий родовой дефект, и некое заклинание («Тень, знай свое место!»), и стоит его произнести, как власть превратиться в пустое место…

Увы! Такого заклинания нет, это я вам с полным знанием дела говорю.

Но и «Голый король» и «Снежная королева», и «Тень» -  сказки о любви, и феномен власти, необычайно занимающий автора, исследуется в них попутно со всеми другими феноменами.

Но мысль о власти, о ее природе, о ее тайне не оставляет Шварца и толкает на дерзкий шаг, в 1943 году написан «Дракон», сказка, где главным героем стала тоталитарная власть.

Год написания, немецкие имена – все это создавало некий наивный камуфляж: дескать, страна - известно какая, и кто такой Дракон – любому понятно.

Может быть понятно, но не всем, например – мне.

В 1943 году  под Драконом подразумевался Гитлер, а через 13 лет начали догадываться, что это – совсем другой человек.

Как он все угадал, чертов сказочник, хотя все и произошло совсем по-другому. Как говорят лукавые историки: может быть на деле все происходило не так, как в действительности.

«Дракон» – сказка о бесчеловечном и беспощадном механизме тоталитарной власти.

И, конечно, можно играть Ельцина – бургомистром, Гайдара – Генрихом, первым учеником подлости, а Чубайса – принцем-администратором (из «Обыкновенного чуда»), это будет забавно, но сказка не о том, она о том, что в каждом человеке живет Дракон, и каждый должен убить в себе Дракона своими руками и никакой Ланцелот здесь не поможет.

Я убил в себе Дракона в юности, а Ланцелотом не стал – почему?

Сказка о том, что победителем Дракона непременно становиться Губернатор и многие верят этому.

Ельцин – победитель коммунизма.

Мораль сказки – власть всегда в руках тех, кто никоим образом не должен быть к ней допущен; и не сломает ли власть Ланцелота?

Б.Л. Пастернак думал в 21 году, что Ланцелот – это Ленин, потом, что Ланцелот – это Сталин и разочаровался и в том, и в другом.

Хрущев был слишком смешон и подл, и уже поэтому в Ланцелоты не годился.

И гениальный поэт, устав обольщаться, капитулировал перед властью – он был стар и больше смерти боялся оказаться вне России, власть воспользовалась этим и растоптала Пастернака.

А ведь Хрущев был победителем Дракона и не какого-нибудь захудалого – а самого страшного в истории.

Жестокие уроки реальной жизни не прошли мимо Шварца – «Дракон» его последняя сказка о власти.

Не знаю, смирился ли он с неодолимостью зла. 

Но что значат все эти умствования, по сравнению с тем, как великолепно написаны сказки Шварца.

Его юмор, умный, веселый, тонкий, грустный рождает бесконечное количество изящных афоризмов: «детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники», «принцесса, вы так невинны, что можете сказать совершенно страшные вещи», «девушку украшает скромность и прозрачное платьице», «у трактирной стойки» я еще не такое слышал о любви», «единственный способ избавиться от Драконов – это иметь своего собственного» – и так через строчку.

Читайте же Шварца, читайте всю жизнь с отрочества до старости, это чтение – на все времена.