Top

Исторические портреты. Александр II Освободитель (1818-1881)

Автор: 

Ю.Л. Гаврилов

2013

Александр II Освободитель
Его воспитывали и обучали не как полкового командира, но как просвещенного монарха.

Но Николай I хотел видеть в сыне человека военного – «иначе сомнут», получился любитель парадов, разводов и полковой музыки.

В.А. Жуковский хотел воспитать всесторонне образованную личность – но не в коня корм, цесаревич не имел ни способностей, ни желания учиться.

Получилось нечто посредственное – человек не злой, слабовольный, склонный сорить государственными деньгами,  плохо понимавший, что именно надобно делать, и верный царскому принципу: дела не делать, от дела не бегать.

Он вовсе не был реформатором ни по убеждениям, ни по склонности характера. Но, как человек, получивший военное воспитание и образование, он сделал правильные выводы из горьких уроков проигранной Крымской войны (1853-56), и, вступив на престол в  1855 году, он понимал: страна опасно отстала в развитии военной техники, строительстве железных дорог и главная причина этого – крепостное право.

Выступая перед представителями московского дворянства в марте 1856 года, император Александр II сказал: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам… Будет гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Далее всё пошло было обычным бюрократическим путём, но затем был совершен маневр – инициатива отмены крепостного права должна была принадлежать  благородному дворянству. Министр внутренних дел П.А. Валуев писал: «Государь не имел отчетливого понятия в том, что называют «реформами» его времени».

19 февраля 1861 года в Петербурге  Александр II подписал манифест об отмене крепостного права. Барские крестьяне получили свободу, но не получили земли в достаточном для ведения хозяйства количестве.

Интересами основного сословия империи Александр II и его сановники пренебрегли, они предпочли спасти дворянство –  и этого не достигли, и империю обрекли на вырождение и крах.

Крестьянская реформа – грабительская, на 2/3 феодальная и лишь на треть буржуазная – самое неудачное преобразование «Освободителя». Крестьяне между собой говорили, что «эта воля не настоящая, Манифест царя подменили дворяне и чиновники».

Земская реформа 1 января 1864 вводила всесословное местное управление в сельских областях; налоги, бюджет, народное образование и здравоохранение, ветеринарное дело, пожарная охрана переходили в ведение выборных уездных и губернских земских управ. Дворяне преобладали в земствах благодаря несправедливому порядку выборов, в результате «органы самоуправления» оказались под контролем помещиков и охраняли их интересы.

Городская реформа 1870 года передала городскую жизнь в ведение городских дум, избиравшихся на основании имущественного ценза.

Наиболее последовательными получились судебная и военная реформы.

Суд гласный, соревновательный (появились адвокаты – присяжные поверенные); выборный мировой суд и суд присяжных, суд общей юрисдикции. Политический террор конца 1870-х годов и антитеррористические меры правительства искажали Судебный устав 1864 года, но не смогли поколебать основ новой судебной системы.

И ни одного обвинения судей в коррупции за 46 лет!

Военная реформа, разработана последним русским фельдмаршалом (1898) Дмитрием Алексеевичем Милютиным, военным министром 1861-1881 гг.  Её смысловым центром было введение (1874) всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора.

Срок службы определялся в 6 лет в пехоте и 7 лет во флоте. Начальное образование сокращало срок службы до четырех лет, и крестьяне начали в обязательном порядке отправлять мальчиков в земские и церковно-приходские школы! Армию перевооружили современным оружием – стрелковым и артиллерией. Телесные наказания были отменены, рукоприкладство запрещалось. Были введены военные округа, существующие до сей поры.

Реформа образования расширила выбор учащихся (классическая гуманитарная гимназия и реальное училище с физико-математическим направлением); появились гимназии для девочек и высшие женские курсы (1869, Москва).

Александр II облегчил положение евреев вместо того, чтобы уравнять их в правах с остальным населением.

Печать получила цензурный устав, значительно расширявший её права, предварительная цензура уже не казалась властям обязательной.

Либеральная историография окрестила реформы «великими».

Но правые и их лидер К.П. Победоносцев публично (при Александре III) называли эти реформы «преступными»; либералы понимали их половинчатость, недостаточность и противоречивость.

Наиболее глубокий исследователь эпохи П.А. Зайончковский писал: «В отдельные периоды истории бывают моменты, когда во главе событий оказываются ничтожные люди, не сознающие значение происходящего. Таковым и был Александр II».

Трудно с этим не согласиться.

 


Библиография:

Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х годов. М., 1964

Зайончковский П.А. Военные реформы 1870-80 гг. в России. М., 1952

Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968

Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. М., 1978

Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1960

Захарова Л.Г. Российские самодержцы. М., 1994

Яковлев А.М. Александр II и его время. М., 1992

Александр II. Трагедия реформатора. СПб., 2012